- Главная
- Информация для населения
- Какие риски подстерегают судоводителей в осенне-зимний период?
Какие риски подстерегают судоводителей в осенне-зимний период?
Перепады температур, сильный ветер, холод, ночные заморозки, характерные для поздней осени, повышают риск несчастных случаев на водных объектах республики.
С похолоданием появляются опасные для судовождения такие явления, как обледенение судна, появление на воде «сала», «заберегов», «шуги». Для движения в таких условиях на судне должно находиться несколько человек, судно должно быть укомплектовано спасательными средствами, положенным оборудованием и имуществом. Также судно в зависимости от своей конструкции должно иметь дополнительный инвентарь: канат (линь или трос), багры (шесты), прочий инструмент (лом, топор, скребок, пешню, лопату и т.п.). Судоводителю перед выходом в плавание необходимо убедиться в наличии и исправности водоотливных средств, аварийных средств (клинья, пробки, пластырь и др.), предназначенных для борьбы за живучесть судна.
Обледенение судов происходит при температурах наружного воздуха ниже 0°С и при температуре забортной воды ниже 8°С. Это явление крайне опасное, так как приводит к потере остойчивости судна и, если не принять своевременных мер по его освобождению ото льда, опрокидывание судна неизбежно. Наиболее значительное обледенение наблюдается в результате забрызгивания судна.
Сильное обледенение может иметь место при плавании и в штилевую погоду с температурой воздуха от 1 до -5°С. Также обледенение происходит в результате обильного парения, тумана или переохлажденных осадков при отрицательной температуре воздуха.
Судоводителям маломерных судов настоятельно рекомендуется не выходить в плавание при условиях, способствующих обледенению, чтобы исключить неоправданный риск.
Если вы все-таки решили выйти в плавание на маломерном судне, то необходимо помнить следующие правила:
1. При снижении температуры наружного воздуха до значений близких к 0°С необходимо вести непрерывное наблюдение за забрызгиванием судна и началом отложения льда на судовых поверхностях.
2. При угрозе обледенения судна приготовить имеющиеся средства борьбы с ним.
3. Выбирать такие курсовые углы и скорости судна, при которых его забрызгивание и заливание будут наименьшими.
4. Попеременно изменять курс судна, приводя направление ветра на правый и левый борта, с целью устранения неравномерности обледенения бортов и возможности получения судном статического крена.
5. Не допуская снижения остойчивости до опасных пределов, удалить лёд с соблюдением техники безопасности в первую очередь с высоко расположенных конструкций (антенны, штаги, ванты, рангоут и т.д.).
6. Из-за отсутствия на маломерных судах термических средств удаление льда производится в основном помощью ручных средств (ломы, топоры, скребки, пешни, лопаты и т.п.) с одновременным применением соли и противообледенительных смесей.
7. Постоянно следить и регулярно обкалывать лёд со штормовых портиков, шпигатов и других отверстий, обеспечивающих беспрепятственный сток воды с палубы.
8. При возникновении статического крена из-за несимметричного обледенения, сколку льда необходимо производить в первую очередь с высоко расположенных конструкций накрененного борта.
Государственная инспекция по маломерным судам рекомендует не пренебрегать советами специалистов, соблюдать необходимые правила безопасного поведения. В случае возникновения критической ситуации на воде следует звонить по телефону 112.
Старший государственный инспектор
по маломерным судам Самойленко И.В.