Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (Федеральный закон № 98-ФЗ)внес ряд изменений в Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Закон о банкротстве).
Статьей 5 Федерального закона№ 98-ФЗ были внесены положения о введении моратория на банкротство.
В соответствии со ст. 9.1 Закона о банкротстве мораторий вводится в исключительных случаях с целью обеспечения стабильности экономики.
Согласно вышеуказанной статьеакт Правительства о введении моратория должен содержать указание на отдельные виды экономической деятельности, категории лиц, которые пострадали в результате от обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория.
В целях реализации данного положения было принято Постановление Правительства от 6 апреля 2020 г. № 428 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников»,
в соответствии с которым мораторий распространяется в отношении:
- организаций и ИП, код основного вида деятельности которых указан в правительственном списке наиболее пострадавших от коронавируса;
- организаций, вошедших в перечень системообразующих организаций;
- организаций из перечня, утвержденного Указом Президента от 4 августа 2004 г. №1009 «Об утверждении перечня стратегических организаций и стратегических акционерных обществ»;
- организаций из перечня стратегических организаций и федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельности эти организации, утвержденного Постановлением Правительства от 20 августа 2009 г.
№ 1226-р.
В настоящий момент мораторий на банкротство введен на срок 6 месяцев, то есть до 6 октября 2020 года, однако в соответствии с обсуждаемой статьей Закона о банкротстве данные срок может быть продлен Правительством, если не отпадут обстоятельства, послужившие основанием для введения моратория.
Введение моратория повлечет за собой следующее:
- во-первых, арбитражные суды не принимают заявления кредиторов о признании должника банкротом и возвращают поданные заявления, в отношении которых еще не был решен вопрос о принятии арбитражным судом. При этом в соответствии
с позицией Верховного суда(вопрос 9 ОбзораВС РФ 21.04.2020 N 1), для возврата заявления достаточно наличия формального основания в виде включения должника в перечень лиц, на которых распространяется мораторий, при этом не имеет значения причины возникновения задолженности и их связи с основаниями для введения моратория).
- во-вторых, уведомления кредиторов о намерении обратиться с заявлением о признании должника, на которого распространяется мораторий, банкротом, хоть и может вноситься в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, не подлежит размещению в Интернете. При этом включение в реестр на период действия моратория не дает кредитору право на подачу в арбитражный суд заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) (п.2 ст. 9.1 Закона
о банкротстве).
- в-третьих, приостанавливается обязанность руководителя должника и физического лица обратиться за заявлением о банкротстве (ст. 9 и ст. 213.4 Закона о банкротстве (пп. 1 п.3 ст. 9.1 Закона о банкротстве).
- в-четвертых, наступают последствия, предусмотренные ст. 63 Закона о банкротстве, в том числе не допускается удовлетворение требований о выделе доли в связи с выходом из состава участников (учредителей), прекращение денежных обязательств должника путем зачета, изъятие собственником имущества должника-унитарного предприятия имущества последнего, не допускается выплата дивидендов, не начисляются финансовые санкции за неисполнение обязательств и обязательных платежей (пп. 2 п.3 ст. 9.1 Закона о банкротстве).
- в-пятых, не допускается обращение взыскания на заложенное имущество, в том числе во внесудебном порядке (пп. 3 п.3 ст. 9.1 Закона о банкротстве).
- в-шестых, приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория (пп. 4 п.3 ст. 9.1 Закона о банкротстве). В соответствии с позицией Верхового суда РФ (вопрос 10 Обзора ВС РФ 21.04.2020 N 1) введение моратория не исключает возможность рассмотрения в период его действия рассмотрения исков к должникам и получения исполнительных листов.
При этом во время действия моратория возможно проведение по решению арбитражного управляющего собрания, комитета кредиторов, участников строительства, собрания работников, бывших работников в форме заочного голосования.
Верховый суд также высказался (вопрос 11 Обзора ВС РФ 21.04.2020 N 1) в отношении возможности восстановления процессуальных сроков. Так, не исключается возможность восстановления процессуальных сроков, пропущенных в связи с обстоятельствами, послужившими основанием для введения моратория.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.04.2020 № 149-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» любое лицо, на которое распространяется действие моратория имеет право заявить отказ от применения
в отношении него моратория, внеся сведения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. В случае, если срок действия уже введенного моратория будет продлен, ранее сделанное заявление должника об отказе от применения в отношении него моратория утрачивает силу.
Контакты для СМИ
Пресс-служба Управления Росреестра по Смоленской области
E-mail: 67_upr@rosreestr.ru
www.rosreestr.ru
Адрес: 214025, г. Смоленск, ул. Полтавская, д. 8