- Главная
- Информация для населения
- О взаимодействии государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля
О взаимодействии государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля
В соответствии со ст. 71 Земельного кодекса РФ под государственным земельным надзором понимаются:
- деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений,
- деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также - органы государственного земельного надзора). Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.
Государственный земельный надзор в соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 1 (далее - Положением о государственном земельном надзоре), осуществляет Федеральная служба государственной
регистрации, кадастра и картографии, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и их территориальные органы.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы в соответствии с п. 2 Положения о государственном земельном надзоре осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:
а) требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;
б) требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;
в) требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
г) требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;
д) требований земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
е) требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
з) требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
На территории Смоленской области государственный земельный надзор за соблюдением вышеуказанных требований осуществляет Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области.
В соответствии со ст. 72 Земельного кодекса РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в
порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений. Органы местного самоуправления городских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.
Муниципальный земельный контроль на территории Смоленской области осуществляют 27 администраций: Администрация муниципального образования «Велижский район», Администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, Администрация муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области, Администрация муниципального образования «Глинковский район» Смоленской области, Администрация муниципального образования «Демидовский район» Смоленской области, Администрация муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области, Администрация муниципального образования «Духовщинский район» Смоленской области, Администрация муниципального образования «Ельнинский район» Смоленской области, Администрация муниципального образования «Ершичский район» Смоленской области, Администрация муниципального образования «Кардымовский район» Смоленской области, Администрация муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области, Администрация муниципального образования «Монастырщинский район» Смоленской области, Администрация муниципального образования «Новодугинский район» Смоленской области, Администрация муниципального образования «Починковский район» Смоленской области, Администрация муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области, Администрация муниципального образования «Руднянский район» Смоленской области, Администрация муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области, Администрация муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, Администрация муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области, Администрация муниципального образования «Темкинский район» Смоленской области, Администрация муниципального образования «Угранский район» Смоленской области, Администрация муниципального образования «Хиславичский район» Смоленской области, Администрация муниципального образования «Холм-Жирковский район» Смоленской области, Администрация муниципального образования «Шумячский район» Смоленской области, Администрация муниципального образования
«Ярцевский район» Смоленской области, Администрация города Смоленска, Администрация муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области.
Таким образом, проверять требования земельного законодательства Российской Федерации на территории Смоленской области уполномочены как Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям, Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям, так и вышеперечисленные Администрации.
Порядок взаимодействия органов государственного земельного надзора с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, установлен Правилами взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, утвержденными Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1515.
Так, в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, органы муниципального земельного контроля в течение 3 рабочих дней со дня составления акта проверки направляют копию акта проверки с указанием информации о наличии признаков выявленного нарушения с приложением (при наличии) результатов выполненных в ходе проведения проверки измерений, материалов фотосъемки, объяснений проверяемого лица и иных связанных с проведением проверки документов или их копий (далее - приложение) в структурное подразделение территориального органа федерального органа государственного земельного надзора по соответствующему муниципальному образованию (либо в случае отсутствия данного структурного подразделения - в территориальный орган федерального органа государственного земельного надзора). Копия акта проверки с приложением направляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа муниципального земельного контроля, или в случае невозможности направления в форме электронного документа - на бумажном носителе. В срок не позднее 5 рабочих дней со дня поступления от органа муниципального земельного контроля копии указанного в пункте 12 настоящих Правил акта проверки с приложением структурное подразделение территориального органа федерального органа государственного земельного надзора по соответствующему муниципальному образованию (либо территориальный орган федерального органа государственного земельного надзора) обязано в пределах своей компетенции рассмотреть указанную копию акта с приложением, принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении либо об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения копию принятого решения в орган муниципального земельного
контроля в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица федерального органа государственного земельного надзора, или в случае невозможности направления в форме электронного документа - на бумажном носителе. В случае поступления из органа муниципального земельного контроля копии акта проверки с приложением, содержащего сведения о нарушениях требований земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность, привлечение к которой не относится к компетенции федерального органа государственного земельного надзора, в который поступила копия акта проверки с приложением, указанная копия с приложением в течение 5 рабочих дней со дня поступления подлежит направлению в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на рассмотрение дел о данном нарушении, с целью привлечения виновных лиц к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, если нарушены каким-либо лицом Ваши права при использовании принадлежащего Вам земельного участка, либо Вы видите, что кто-то нарушает требования земельного законодательства РФ при использовании земельного участка, Вы имеете право обратиться как в орган государственного земельного надзора, так и в орган муниципального земельного контроля с заявлением о нарушении требований земельного законодательства. Ваше заявление будет рассмотрено в соответствии с требованиями действующего законодательства и в случае выявления нарушения требований земельного законодательства к нарушителю будут приняты меры, в том числе и административного воздействия.