- Главная
- Прокуратура Дорогобужского района
- «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОННОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ»
«ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОННОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ»
«ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ЗА СОВЕРШЕНИЕ КОРРУПЦИОННОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ»
Административная ответственность юридических лиц за коррупцию была введена в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КОАП РФ) Федеральным законом от 25.12.2008 N. 280-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции».
Статья 19.28 KoAП PФ предусматривает ответственность за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации , иностранному должностному лицу или должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в его интересах действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением.
Федеральным законом от 04.05.2011 N 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» объективная сторона данного правонарушения была расширена двумя квалифицирующими признаками - крупный и особо крупный размеры совершенных действий.
В настоящее время за передачу, предложение или обещание от имени юридического лица или в его интересах денежного вознаграждения, эквивалентного сумме денежных средств до 1 млн. py6, предусмотрен штраф в размере до 3-кратной суммы незаконного вознаграждения, но не менее 1 млн.; за те же действия, совершенные в крупном размере (свыше 1 млн. py6.),- штраф в размере до 30-кратной суммы незаконного вознаграждения, но не менее 20 млн. py6.; Действия, совершенные в особо крупном размере (свыше 20 млн. py6.), - штраф в размера до 100-кратной суммы незаконного вознаграждения, но не менее 100 млн. py6.
Санкция рассматриваемой статьи предусматривает обязательную конфискацию денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
Вместе с тем Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N. 4-П определено, что размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение административных правонарушений, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
В качестве субъекта административной ответственности, установленной ст. 19.28 KoAП РФ, выступают только юридические лица.
Признаки вины юридического лица, закреплены в ч. 2 ст. 2. I KoAП РФ. Так, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.04.2009 № 486-O-O указано, что юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности лишь при условии наличия возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, когда им не были приняты все необходимые, разумные и достаточные меры по их соблюдению.
Необходимо отметить, что привлечение работника юридической лица к уголовной ответственности не освобождает юридическое лицо от административной ответственности.
Так, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» отметил, что привлечение должностного лица либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой организации, работника данной организации к уголовной ответственности за дачу взятки или незаконную передачу предмета коммерческого подкупа не освобождает юридическое лицо, от имени или в интересах которого совершены соответствующие коррупционные действия, от ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, установленной cт. 19.25 KoAП PФ.
Прокурор Дорогобужского района советник юстиции О.И. Королев